Наша философия

Этот раздел посвящён месту человека в современном мире и месту права в жизни человека (как мы это представляем). Надеемся, что у нас найдутся единомышленники среди посетителей нашей страницы.

Раздел содержит три, дополняющие друг друга, статьи: «Мир наизнанку. Жизнь как выбор»; «Свобода 21 века. Идеальное государство»; «Где покупать "помидоры"?».

 

МИР НАИЗНАНКУ. ЖИЗНЬ КАК ВЫБОР.

Материалистический взгляд на мир, внушенный большинству из нас школой, высшим образованием, официальной идеологией неосознанно продолжает оставаться принципиальной основой для нашего мышления. Это приводит к тому, что часто мы придаём какое-либо значение явлениям реальности, не тратя времени на анализ нашего инструмента познания.  А что если был ошибочен сам подход, сам метод познания и мы придаем неверные значение таким, например, явлениям, как инстинкт и сознание, эволюция видов и эволюция сознаний, национальность и культура, право и свобода выбора, и многим другим? Не пытаемся ли мы при изучении какого-то вопроса просто подсознательно подтвердить ранее выбранную материалистическую позицию, при этом упуская истину? Ведь, как гласит пословица, "тот кто знает что искать никогда не найдёт того, что не знает".  

Некоторые попытаются возразить, заметив, что материалистический взгляд на мир является современным и научным. Так ли это? Вовсе нет. Материализм и идеализм никак не могут быть охарактеризованы с точки зрения науки. Материалистический взгляд - это всего лишь выбор Вашего отношения к себе и миру. Современные научные открытия в психологии, нейрофизиологии и физике позволяют даже сделать вывод о неприменимости материалистического подхода для объяснения целого ряда явлений. Самый простой пример - это известное в квантовой физике явление корпускулярно-волнового дуализма. Элементарные частицы (из которых состоит мир) могут являться либо маленькими шариками (т.е. обладать определёнными размерами, массами, местонахождением) либо противоположностью - волнами (т.е. быть везде и нигде одновременно, без массы) лишь в зависимости от способа нашего наблюдения за ними. Это явление необъяснимо с позиций материализма. При этом, квантовая физика имеет более общее значение, по сравнению с физикой, описывающей макрообъекты. А значит, уже не микроскопические частицы, а повседневно наблюдаемые нами предметы могут с определённой (хотя и небольшой) степенью вероятности проявлять свойства, наблюдаемые в микромире.

То, что не может быть объяснено при помощи материализма достаточно просто объясняется теоретическими построениями, которые имеют длинную историю в культурах многих народов. Наиболее наглядно, по нашему мнению, идеалистическая картина мира была представлена Платоном, который описывал некую пещеру, внутри которой спиной ко входу сидят люди и наблюдают игру теней на стенах пещеры. При этом люди привязаны к своим креслам и не могут обернуться и наблюдать непосредственно источник света, а вынуждены довольствоваться проекциями на стенах. Эти люди придают самостоятельное значение проекциям. Некоторые современные ученые (Дэвид Бом, Карл Прибрам, Амид Госвами, ...) говорят о голографической теории строения мира. Согласно этой теории сознания всех людей соединены и образуют подобие киноплёнки в кинотеатре, а реальность представляется изображением на экране. При этом люди в кинотеатре так увлечены фильмом, что забывают о киноплёнке и склонны считать, что изображение существует само по себе ...

Описанная идеалистическая картина мира является как бы «миром наизнанку» по сравнению с привычными многим с детства материалистическими построениями (когда сознанию, в лучшем случае, придаётся второстепенная роль по отношению к материи, в «худшем» случае сознание отождествляется с материей). Для человека, разделяющего идеалистические убеждения, роль свободного выбора чрезвычайно велика, в то время как материалистом свободный выбор отрицается вообще. Ведь с точки зрения материализма бытиё определяет сознание, любые действия человека запрограммированы материальной сущностью (генами, бытом, и т.д.).

В «мире наизнанку» люди живут не среди вещей, а среди значений, придаваемых этим вещам.  Сами вещи являются лишь материальным воплощением идей. Да, всё, что нас окружает, является или являлось идеей (или мнением, как писал Сенека), даже наши эмоции и ощущения ... При этом жизнь человека представляется длинной цепочкой свободных выборов. Благодаря нашим свободным выборам и существует материальный мир.

Какую пользу может принести новый взгляд на мир в повседневной жизни?

По нашему мнению, новый взгляд поможет наиболее глубоко и целостно понять мир (в отличие от фрагментарного материалистического восприятия), избавиться от ложных стереотипов, найти новые возможности и сделать правильные выборы, не только в быту, но и в профессиональных сферах. Например, чем для идеалиста является национальность? Понятие о национальности часто определяют с помощью генетических признаков, принадлежности к культуре, территорией проживания.  С точки зрения идеалиста, тело является прибором для изучения мира сознанием, а раз так, то какое имеет значение генетика (молекулярный состав) этого «прибора»? Кто может похвастаться наиболее "чистым", "правильным" составом молекул, и каков критерий определения этого правильного состава?  Если сознание существует независимо от тела, от генов, от молекул, из которых состоят эти гены, то национальность является только продуктом свободного выбора человека. Действительно, в понятии о национальности остаются лишь такие признаки, как выбор территории, культуры, языка. Но не приобщаемся ли мы к чужой культуре, когда покупаем иностранные автомобили, едем отдыхать за границу, обедаем в ресторанах с иностранной кухней,...? Не является ли любой "национальный вопрос" всего лишь одним из противоречий фрагментарного материалистического мировоззрения?

СВОБОДА 21 ВЕКА. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.

Если жизнь человека является длинной цепочкой выборов, то должны существовать возможности для этих выборов. Представляется, что возможности человека могут быть обусловлены исполнением чьих-то обязанностей (субъективные права), но могут быть ничем не обусловлены (свободы). Так, если предположить существование какого-либо человека вдали от государства (допустим, на необитаемом острове), то его возможности добывать и потреблять пищу, строить жильё, и т.д. никем извне не ограничены. Это значит, что он не должен платить никаких налогов, пенсионных отчислений, не должен призываться в армию, не должен ничего никому. В этом случае можно говорить о полной свободе индивида, которая является его совокупностью неограниченных никем извне и не связанных с исполнением чьих-то обязанностей возможностей для выбора. Когда мы говорим «никем извне» мы имеем в виду то, что этот человек может самостоятельно ограничивать свою свободу. Под внутренней свободой, таким образом, мы понимаем осознание и оценку возможностей для выбора, принадлежащих человеку. В ситуации, когда человек не осознает или даёт негативную оценку многим возможностям, его внутренняя свобода уменьшается.

Когда человек находится на территории какого-либо государства, он должен частично расстаться со своей свободой. Любое государство ограничивает индивидуальную свободу. Объективным правом государства можно назвать совокупность обязательных на данной территории ограничений свободы человека. Целями для таких ограничений могут являться: официальная идеология, защита граждан, защита государства, экономические интересы определённых групп и т. д.. Поэтому у человека появляются обязанности: платить налоги и сборы, служить в армии, воздерживаться от определённых действий,... Вступая в отношения с человеком, государство предоставляет человеку субъективные права, такие как: право на защиту, право на пенсию, избирательные права и другие. В итоге получается, что находясь на территории какого-либо государства, человек частично обменивает свою свободу на субъективные права (возможности, обусловленные исполнением обязанностей государством). Если этот обмен честен и если при таком обмене не затронута внутренняя свобода человека, то человек доволен «сделкой». Авторитарные и тоталитарные государства могут существовать либо благодаря «нечестным сделкам», либо навязыванию идеологий, отрицающих возможности выбора и, соответственно, уменьшающих внутреннюю свободу человека.

В настоящее время субъективные права, предоставляемые каким-либо государством, всё больше приобретают международное значение и гарантии. Это связано с появлением международных конвенций, развитием системы межгосударственных договоров, глобализацией, развитием средств  массовой информации и некоторыми другими факторами. Нередки ситуации, когда гарантом осуществления прав человека в каком-либо государстве являются другие государства. Происходящее постепенно начинает принимать характер конкуренции государств за качественное предоставление прав человеку, подобно тому, как магазины конкурируют за привлечение покупателей. В нашем случае роль денег играют свободы человека, а роль товаров - субъективные права, предоставляемые государствами. Сам человек постепенно получает возможности, которых у него не было ранее. А именно, обменять свои свободы на права в разных государствах. Так, при смене гражданства человек полностью оплачивает своими свободами права в другом государстве, а при создании человеком международного холдинга, человек расплачивается свободами с несколькими государствами в определённых пропорциях.

Многие современные политики открыто говорят о необходимости рационального подхода во внешней политике. Логично было бы продолжить их мысль и на внутреннюю политику. Сравнение государства с магазином вполне оправдано и лишено какой-либо доли цинизма, так как в наше время государство полностью утратило сакральный смысл. Понятие о государстве никак не связано с понятиями о религии, родине или понятием о нации. Однако авторитарные и тоталитарные государства всегда стремятся слиться с этими понятиями вместо расширения ассортимента «продаваемых товаров». Многочисленные определения государства содержат обычно категорию «организация» и уточняющие признаки: территориальность, аппарат управления и подавления, суверенитет.  То есть, государство - это организация, генерирующая на данной территории с помощью своего аппарата определённый продукт - субъективные права и выменивающая этот продукт на свободы населения. Конечно, такой «магазин» создаётся при участии населения. Только вот какой его части? Зачастую той части, которая не может адекватно оценивать свои свободы и свободы других людей.

Сравнение государств с магазинами субъективных прав позволяет понять сущность отдельных государств. Необходимо понимать, что любой «магазин» всегда возьмёт с Вас «деньги» за «товар». Однако, есть магазины, продающие свой товар по завышенным ценам и нередко забирающие полностью деньги своих покупателей. Есть магазины, продавцы которых систематически обманывают покупателя, когда Вам предлагают один товар, а подсовывают другой. А есть магазины, в которых покупатель всегда прав и которые реализуют свой товар с хорошим соотношением цена/качество. В таких магазинах нерадивый персонал подлежит немедленному увольнению и нередко по собственному желанию. Таким образом, идеальным государством можно назвать такое государство, которое стремится увеличить внутреннюю свободу человека и произвести обмен наибольшего количества субъективных прав на наименьшее количество свобод человека.

ГДЕ ПОКУПАТЬ "ПОМИДОРЫ"?

Что происходит, если какой-либо магазин перестает продавать товар какого-либо вида или продаёт некачественный товар по завышенной цене?

Представьте ситуацию, когда Вам необходимо приготовить, например, салат. Вы собираетесь и идёте в ближайший магазин. Но он далёк от идеального, там выясняется, что одни продаваемые овощи не совсем свежие и стоят очень дорого, а других вообще нет. Что делать? Можно всё же купить все овощи в этом магазине, но тогда у Вас появится риск отравиться и при этом ещё и остаться без денег. Можно развернуться и пойти в другой, дальний магазин, но хозяин ближнего магазина живёт рядом с Вами, он влиятельный человек, и он может обидеться и создать Вам проблемы. Какой же выход? Кесарю надо отдавать кесарево (но именно кесарево). Вы должны выбрать самый свежий товар в ближнем магазине по его реальной цене, а за остальным товаром отправиться в другие магазины. Вы можете купить, к примеру, немного его помидоров, предварительно поторговавшись, а все остальные овощи купить в других магазинах (тоже везде поторговавшись). В итоге у Вас может получиться вполне съедобный салат, а Ваш сосед (хозяин магазина) не должен излишне на Вас дуться.

 Copyright © 2011 Дмитрий Харитонов. Все права защищены

Информеры - курсы валют